воскресенье, 04 января 2015
03.01.2015 в 21:04
Пишет
Zygmont:
ОноВчера дочитал "Оно" Стивена Кинга. Дочитывал весь день, в агонии - дух крепок, плоть немощна - и остался под огромным впечатлением, какое оставляют только те книги или фильмы, которые переливаются за собственный край и оставляют в голове не порядок того, что нам вроде как хотел сказать автор (и некоторые авторы хотят сказать, говорят и получается не очень), а пульсирующий хаос, в котором смысла больше, чем могут выдержать жалкие 100% концептуальной структуры. Это такой взгляд на весь мир и на всю жизнь с высоты птичьего полета, извне субъективности и временности - сразу все и обо всем: "все о дружбе и любви, одиночестве и Боге", как писал Быков о повестке юности. Но дело не в этом, а в том, что на этих 1250 страницах разбросана там и сям удивительно красивая, хотя и простая концепция - по сути богословская, и даже в большей мере богословская, чем вся эта тягучая космология Лавкрафта, но с оглядкой на него. Телега почти гностическая, хотя по сути в некоторой мере вполне коррелирующая с богословием и атеистической мистикой 20 в.
читать дальше
Вчера же я еще раз пролистал экранизацию, и понял, что кто ее там делал ничего не понял в том, что такое Оно. Для них это детский кошмар, клоун Пеннивайз (буквально "Мелочник"), и все то, что может быть сказано о его истинной природе, оставлено за скобками. Он живет в городке Дерри, который отличается от других захолустных городков разве что запредельным уровнем насилия, которого, правда, никто странным образом не замечает, и ест детей. Еще может принимать любой облик в зависимости от того, чего боится его жертва. Вот и все. На самом деле все несколько сложнее. Оно является гением места, самой сущностью Дерри, и он разваливается с гибелью его смертного тела, но также Оно пришло в него миллионы и миллиарды лет назад буквально "в громе и молнии", как Яхве, пришло Извне, где нет ни времени, ни пространства, а есть только Мертвые Огни. Да, это дьявол, одновременно трансцендентный и имманентный, но важно, что этот дьявол - внутренний смысл социума, нож в руках убийцы. Конт и Дюркгейм считали, что это Бог, но Кинг говорит, что это дьявол. Когда толпа горожан расстреливала банду бандитов (в т.ч. двух женщин), каждый из них видел клоуна, держащего в руках его собственное оружие - кто винчестер, кто двустволку, кто еще что. Оно кормится тем, что ку-клукс-клан сжигает черный бар, тем, что семейный насильник "учит" свою жену или дочь "уму-разуму", оно живет в тотальности насилия. Не дьявол виноват, что человек зол, но человек своей злостью творит дьявола - наверное, так мог бы сказать даже Карл Барт, не говоря уже о Жираре, тот бы подписался: для него дьявол есть эйдол-идол, призрак и мираж, флаг над любым человеческим насилием, ослепление гордыни. Гордыня - это слабость Оно: Оно думает, что оно единственное, что оно создало этот мир и кроме него ничего нет, это гностический демиург, который перепевает старые песни о том, что "я бог-ревнитель, и нет бога, кроме меня", хотя смутно подозревает, что есть. Собственно, когда у какого-нибудь кинговского персонажа сносит крышу, он начинает думать точно так же и считать себя последней и единственной реальностью, которая поддерживает себя с помощью насилия. Оно, как и всякое профанное, безлико и многолико, но питается человеческой верой в свое собственное существование - а верить на самом деле способны только дети. Взрослые могут либо быть как дети, либо быть ублюдками - третьего не дано.
Напоследок оказывается, что Оно - это Она (привет мандеям, если после Арабской Весны их еще осталось) и ближайшая к ее истинной природе форма - паучиха. Здесь можно вспомнить этот более-менее известный образ Ницше, который он использовал для характеристики Бога-Субстанции Спинозы: Бог-паук, который составляет сущность всех вещей, как будто сидит в центре паутины. Вдобавок Оно - Она - беременна. И черт знает чем.
Однако кроме Оно что-то таки на самом деле есть - даже два, и первый из этих двух потрясающе красив. Это старый мудрый Черепах, который, цитирую, "выблевал мир и отключился в своем панцире"; он не хотел творить мир, но так получилось - "у него разболелся живот". Это классический Деус Абскондитус, Отиозус и для полноты картины Игнотус - Бог сокрытый, ушедший и неизвестный, и на протяжении тысячи страниц он встречается два-три раза как смутное представление о том, что должно же быть что-то еще, кроме дьявола! Черепах ничего не делает, не слышит молитв и никому не помогает; Оно вообще утверждает, что он давно мертв, подавился у себя в панцире парой-тройкой галактик и захлебнулся в рвоте, и до конца непонятно, так это или нет, хотя скорее всего нет. Но кроме Черепаха есть еще и Другой - творец, сотворивший и Оно, и Черепаха, и Мертвые Огни, и все, что есть, абсолютно трансцендентный всему и вся, однако открывающийся в чуде - и это только раз или два настоящее "божественное вмешательство", которое происходит тогда, когда не спасет уже никто, никто, никогда, но все остальное время - опять же любовь и дружба, все прекрасное человеческое (и детское), что есть в мире. Это та незримая сила, которая не проявляется вообще никак, которая не упоминается и которой нет, в то время как Оно очень даже есть. Но, очевидно, на самом деле все наоборот. Бог есть, но не здесь а не с нами. С нами только мы сами, а значит, дьявол все еще тут. URL записи